Содержание статьи
- Что такое ОНА и ОНО
- Значение ОНА и ОНО в анализе
- Природа возникновения
- Формирование ОНА: что входит в состав
- Формула расчета
- Норматив по строке 2450
- Типовые бухгалтерские проводки по счету 09
- Требования к составлению и образец акта инвентаризации ОНА
- Инвентаризация отложенных налоговых обязательств
- Отражение в отчете о финансовых результатах
В бухгалтерии в разделе «Актив» присутствует строка под названием «Отложенные налоговые обязательства». Понять ее значение с первого раза проблематично. Что она означает, как формируется, где используется, чем регулируется?
Что такое ОНА и ОНО
Если компания совершила переплату по налогу на прибыль, в следующем периоде она может заплатить меньше. Так, формируются отложенные налоговые активы (ОНА). Если же за компанией числится недоплата, в следующем отчетном периоде придется вносить больше средств. В данном случае речь идет об отложенных налоговых обязательствах (ОНО).
Отражение ОНА происходит на счете 09, а ОНО – на счете 77. Именно эти счета принимают участие в процессе формирования основных бухгалтерских записей. Чтобы отразить операции в бухгалтерской отчетности, применяется строчка 1180 или 1170. Для ОНО применяется строчка 1420.
В качестве причин появления таких явлений выступают нюансы определения налогооблагаемой базы и ведения учета. Распространенный пример – многочисленные варианты определения амортизации, что приводит к начислению одной суммы налога и уплате другой. Наряду с этими понятиями существуют ПНА и ПНО – постоянные величины. Они возникают вследствие учета тех или иных расходов для ведения бухгалтерского учета.
Значение ОНА и ОНО в анализе
Факт наличия подобных разностей не свидетельствует о том, что компания ведет себя правильно или неправильно. Они лишь дают характеристику особенностям ведения учетных операций. Однако, тем не менее, они имеют взаимосвязь с эффективностью распределения финансов в организации.
Под ОНА принято понимать особое направление дебиторской задолженности. Федеральная налоговая служба должна эту величину организации, но по факту не вернет ее. Единственное, что произойдет впоследствии – уменьшение суммы налога в рамках будущего периода. Процентные начисления по этому виду долга отсутствуют. Поэтому наличие ОНА явно свидетельствует о том, что фирма терпит убытки.
Если принимать во внимание обязательства, то это специфическое направление кредиторской задолженности. В соответствии с его особенностями компания должна внести средства на счет Федеральной налоговой службы, однако в текущий момент имеет их на балансе в качестве пассива, по которому выплата процентов также не происходит. Это говорит о том, что присутствие у организации ОНО в разумных лимитах – норма.
Природа возникновения
Нормы ведения бухгалтерского учета неодинаковы с принципами организации налоговых операций. Эти две системы являются кардинально разными, и каждая из них подразумевает собственные цели и задачи. Посредством бухгалтерского учета появляется возможность фиксации и получения сводных сведений о текущем состоянии имущества предприятия.
При фискальном учете, в свою очередь, происходит формирование базы в целях налогообложения прибыли субъекта хозяйствования. Поэтому при использовании обеих систем учет дохода и балансовой стоимости имущества организации происходит по-разному.
Вследствие этих явлений дают о себе знать разницы временного характера в учетах. Случаи, при которых они возникают, чаще всего следующие:
- в процессе определения дохода ввиду разницы даты его признания в учете он может быть отражен в разных периодах;
- в случае применения разных способов подсчета амортизации;
- в ходе формирования резервов путем использования различных методик расчетов.
Формирование ОНА: что входит в состав
Под ОНА принято понимать суммы, обусловленные разницей во времени. К ним относятся:
- Суммы переплаты по налогу на прибыль в рамках отчетного периода (будет происходить ее постепенная компенсация в последующие годы посредством сокращения очередных выплат).
- Суммы компенсации переплаты, которая была осуществлена ранее (временные разницы представляют доходы и расходы, формирующие эту прибыль).
Также активы могут включать в себя дополнительные элементы, учитываемые по отдельности.
Формула расчета
ОНА представляет определенную часть налога, которая влечет за собой его уменьшение в следующем периоде. Такая норма прописана в п. 14 ПБУ 18/02. Расчет происходит с применением следующей формулы:
- ВВР – временная разница;
- С – ставка налога.
Под классическим и распространенным примером появления ВВР стоит понимать использование разных вариантов определения амортизации в целях ведения бухгалтерского учета и налога на прибыль. Немаловажную роль играет превышение амортизации в бухгалтерской учете над амортизацией в налогом.
Норматив по строке 2450
В строке 2450 происходит отражение изменения активов по налогам. Она характеризует перемены в величине ОНА, которые отражены по графе 1180. Посредством данного значения указывается объем ОНА, который был списан или получен среди активов организации.
Норматив у этого значения отсутствует, т. к. оно не нормируется. Однако увеличение показателя традиционно выступает в качестве негативного фактора, в то время как его уменьшение – позитивное явление. В обеих ситуациях рассмотрение следует проводить в корреляции с изменениями по строчке 1180.
Типовые бухгалтерские проводки по счету 09
Учет ОНА производится с использованием счета 09, а отражение – в бухгалтерском балансе и отчете по прибылям и убыткам. Поскольку объекты, фигурирующие во временных разностях, присутствуют в разные отрезки времени, по счету 09 осуществляются дебетовые и кредитовые записи.
Отражение дебетового сальдо происходит в долгосрочных активах, и оно указывает на величину, приводящую к сокращению оттока финансовых ресурсов. Организацией признаются ОНА в периоде, когда появляются разницы во времени.
Факт признания ОНА отражается посредством бухгалтерской проводки:
Если происходит уменьшение этой величины, создается проводка:
В бухучете в целях отражения величины ОНА используется специальная строчка под номером 1180. Фирмы, работающие на упрощенной системе налогообложения, отражают активы по строчке 1170.
Дополнительная информация представлена ниже на видео.
https://www.youtube.com/watch?v=u11Ff7ojers
Требования к составлению и образец акта инвентаризации ОНА
В ст. 11 ФЗ №402 активы и обязательства подразумевают проведение инвентаризации, в соответствии с которой определяется фактическое присутствие тех или иных объектов. Цель проведения заключается в определении фактического присутствия обязательств. Вследствие этих событий может быть найдена временная разница, спровоцировавшая появление ОНА или ОНО.
Инвентаризация проводится в целях определения соответствия между фактическими данными и информацией, представленной на бумаге. Для решения этой задачи составляется акт, в котором прописываются все количественные и качественные значения, позволяющие учесть разницы и решить финансовые вопросы. Есть унифицированная форма документа, которой можно и нужно воспользоваться.
Есть несколько обстоятельств, в соответствии с которыми образуются временные разницы, принимаемые к налогообложению:
- разница в методиках расчета амортизации в двух вариантах учета;
- разные виды применяемого учета по расходным операциям – кассовый и налоговый метод;
- расхождение в методиках, посредством которых отражаются процентные выплаты, производимые в организации в случае пользования заемными средствами;
- перенос сроков выплаты налогов или их внесение по частям.
Инвентаризация отложенных налоговых обязательств
На каждом предприятии присутствующие ОНА и ОНО подлежат инвентаризации в обязательном порядке. Это прописано в нормах Федерального закона №402 от 06.12.2011. Определение наличия этих сумм осуществляется вследствие сравнения имеющихся данных по двум направлениям учета.
Если в процессе проверки было обнаружено то или иное расхождение, вследствие которого появилось обязательство, необходимо отразить данный факт в учете. Если причина была аннулирована, происходит регистрация расхождения в бухгалтерском учете. В качестве отчетного периода принимается время инвентаризации. Списание ОНО производится посредством двух способов.
- Списание ошибки. Проводка – Дт 77 Кт 68. Сумма может быть удалена при обнаружении кредиторской задолженности, которая не была оприходована по счету 68.
- Списание прибыли прошлых лет. Способ целесообразно использовать, если причины появления обязательств не были обнаружены. Проводка – Дт 77 Кт 99.
Отражение в отчете о финансовых результатах
В целях отображения ОНО в документации используется счет 77 (Кт). Он корреспондирует со счетом 68 (Дт). В случае применения отчета о прибыли и убытках происходит отображение по строке 2430, а по балансу – 1420. Важно, чтобы обязательства не смешивались с активами постоянного типа. Источник для их образования и формирования – появляющиеся постоянные расхождения по методикам бухгалтерского и налогового учета.
Чтобы иметь представление о специфике проведения расчетных действий, стоит рассмотреть практический пример.
Пример
Предприятием на основании лизингового договора приобретается инструмент, стоимость которого составляет 750 000 руб. Срок полезного использования равен 7 лет. В соответствии с нормами бухгалтерского учета амортизация этого имущества составила 50 000 руб. Говоря о налоговом учета, она стала равна 150 000 руб. вследствие умножения на коэффициент 3.
До расчета прибыль в первом случае составляла 600 000 руб., во втором – 500 000 руб. Ставка налога при этом равна 20%.
Различие между суммами амортизации, равное 100 000 руб. – временное, т. к. через 7 лет произойдет полный учет. Вследствие появившейся разницы возникает ОНО, которое в рамках примера составляет 20 000 руб. (из-за ставки в 20%).
Тот факт, что расчет осуществлен правильно, должен быть подтвержден идентичными размерами налога в расчете и декларации. Текущее значение в соответствии с ПБУ составляет 100 000 руб. В декларации – аналогично (налоговый расход от прибыли – 120 000 руб. за минусом 20 000 руб.).
Списание разницы
В случае сокращения объема разницы осуществляется списание кредиторской задолженности. При этом составляется проводка:
Если объект, по причине которого произошло формирование налогооблагаемой разницы, выбывает, обязательство списывается на 100%. Данная операция подтверждается с использованием проводки:
Аналогичная ситуация наблюдается в случае понижения ставки налога. При ее увеличение, в свою очередь, осуществляется доначисление ОНО. Проводка при этом выглядит следующим образом:
В случае уменьшения составляется обратная бухгалтерская запись.
Таким образом, возникновение отложенных налоговых активов и обязательств – распространенное явление в бухгалтерском учете. Они возникают вследствие временной разницы в уплате налогов и излишка/недостатка сумм, вносимых в адрес ФНС.
Определение понятия “отложенные налоговые активы” – ниже на видео.
https://www.youtube.com/watch?v=NiRHiSdyqWU
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2020.06.29Специальная оценка условий трудаТаблица классов условий труда и правила по оценке
- 2020.06.25Аттестация, повышение квалификацииОбразец положительной характеристики с места работы
- 2020.06.18Трудовая дисциплинаКак правильно написать объяснительную записку
- 2019.09.25ИнвестированиеКто такие инвесторы и чем они занимаются