Содержание статьи
Общество требует придерживаться стандартных правил поведения, особенно, если речь идет о деловом общении от имени предприятия. Касательно информационного пространства был внедрен такой термин, как «сетикет». Особенности этого понятия и его задачи в рамках делового и производственного взаимодействия рассмотрены в статье.
Что такое сетикет?
Сетикет (сокращенное от сетевой этикет) – это правила поведения в интернет-пространстве. Необходимость во внедрении правил общения возникла из-за растущей популярности сетевых ресурсов. Современных граждан можно смело назвать интернет-сообществом, так как многие пользователи проводят во «всемирной паутине» большое количество времени, вступая в диспуты и общаясь с собеседниками.
Любое сообщество со временем определяет свод правил поведения. Сетикет впервые появился в 1979 году в Институте инженеров электроники. Со временем понятие распространилось на многие сферы, однако в России оно продолжает оставаться загадкой для большинства пользователей.
Правила и принципы сетикета
Сетевой этикет строится на нескольких принципах:
- Человечность. Пользователи должны контролировать свои высказывания и мысли, так как их мнение может оскорбить собеседника и стать причиной ожесточенного спора и потери репутации.
- Самоконтроль. Нужно избегать публичных оскорблений и публикации материалов, имеющих негативный оттенок. Невозможно полностью зачистить интернет от подобных действий, и хакеры при желании могут найти все записи пользователя.
- Терпеливость и толерантность. Не стоит ввязываться в споры и пытаться доказать свою правоту. Нужно проявить терпеливость и не откликаться на провокации для избегания конфликта.
- Уважение. Пользователь проявляет максимальное уважение к собеседнику, тем самым создавая свой позитивный имидж интеллектуального человека.
- Безопасность. Общаясь в сети нужно следовать правилам анонимности. Нельзя публиковать свои личные данные, сведения о банковских картах, копии документации. Это может повлечь серьезные последствия.
- Вежливость. В общении с интернет-пользователями нужно отказаться от нецензурной брани и провокационных вопросов. Подобное поведение не дает возможности построить нормальный диалог.
Исходя из базовых принципов, на которые ориентируется сетикет, сформулированы конкретные правила, помогающие повысить деловую репутацию в сети:
- Нельзя забывать об элементарных правилах вежливости. Необходимо запомнить, что нужно здороваться, вступая в диалог, использовать обращения и слова благодарности.
- Всегда нужно обращать внимание на ситуацию. В сетевых чатах можно допустить фривольное поведение, в то время как бизнес-конференции или общение с деловыми партнерами требует строгой сдержанности.
- Экономия время собеседника. Нужно избегать пустословия и общаться конкретно, стараясь не отвлекать собеседника от дел.
- Всегда вычитывать и исправлять ошибки в своих сообщениях. Безграмотный текст не станет причиной хорошей репутациии в сети.
- Нужно соблюдать выдержку и контролировать свои эмоции. Даже если собеседник – откровенный провокатор, нужно избегать оскорблений и хамства.
- Не пытаться морально давить на оппонента и поучать его. Каждый пользователь имеет собственное мнение, и попытка навязать мысль извне вызывает раздражение.
- Не ожидать от собеседника безупречности. Если в сообщениях допущены ошибки или неточности, не нужно акцентировать на этом внимание.
Сетикет в помощь коммерческим компаниям
Информационные технологии расширили свое влияние на общество, и интернет перестал быть развлекательной площадкой. Теперь многие фирмы ведут переговоры и осуществляют свою деятельность в сети.
Важным нематериальным активом фирмы является репутация. Следование принципам сетикета позволяет поддерживать ее на высоком уровне, привлекая клиентов и осваивая новые диалоговые площадки.
Правила ведения деловой переписки по электронной почте
Многие коммерческие структуры используют электронную почту для переписки. В случае с деловым общением правила сетикета должны исполняться обязательно. В противном случае возникает риск потери деловой репутации.
Существуют такие рекомендации для ведения деловой переписки посредством электронной почты:
- Оформление письма. Если корреспондентом является коммерческая структура, необходима фирменная «шапка» в корпоративной стилистике. В ней располагается информация о фирме, логотип и полное наименование.
- Деловую переписку нужно начинать с приветствия, после чего можно переходить к изложению информации.
- Текст необходимо тщательно проверить на ошибки и опечатки. Отдельное внимание уделяется стилистике письма. Оно должно быть сухим, не содержать большого количества ненужной информации, соответствовать деловой стилистике.
- Оформление текста должно быть умеренным. Не стоит создавать сообщения с картинками, анимационными элементами и смайликами. В повседневном общении подобное допускается, однако для делового формата не подходит.
- Деловое общение предполагает умеренность в цитировании. Ведя переговоры не нужно удалять предыдущие сообщения, чтобы собеседник мог вспомнить, в чем смысл беседы. При длинной переписке рекомендуется стирать старые сообщения, оставляя несколько последних.
- В завершении переписки необходимо оставить лаконичную подпись. Не нужно крепить электронную версию визитки. По правилам сетикета, длина подписи не превышает 4-х строк. В них указывается контактная информация отправителя, его ФИО, занимаемая должность и номер телефона.
При необходимости переписка заверяется электронной подписью. Это практикуется крупными производственными структурами, которые стремятся поддерживать свою деловую репутацию.
Правила общения через официальные сетевые ресурсы компании
Бизнес активно развивается и модернизируется, постепенно осваивая информационные технологии. Фирмы переходят в социальные сети, создают собственные площадки для общения с клиентами.
Это необходимо для того, чтобы преподнести информацию о компании, представить каталог продукции или услуг, доступных для потребителя. Также собственные сетевые ресурсы используются для рекламных акций, распространения информации по сети, работы с клиентами в режиме обратной связи и принятия онлайн-заказов.
Для администрирования сетевых ресурсов необходим отдельный сотрудник, который будет отвечать на вопросы пользователей, выкладывать свежее данные о фирме. Занимаясь этой работой нужно помнить о правилах сетикета:
- Переписка ведется в деловой стилистике, нужно избегать канцеляризмов, общаться с потребителем в приветливом и благожелательном тоне.
- Любой ответ начинается со слов приветствия, после чего можно переходить к описанию сути проблемы.
- Потребитель должен остаться удовлетворенным, иначе это нанесет вред репутации фирмы. На запрос от недовольного клиента ответ дается максимально вежливо, с уточнением сути проблемы и возможности урегулировать конфликтный момент.
- Многие негативные комментарии появляются в результате действий конкурентов. На них тоже нужно отвечать так, чтобы создать впечатление решенной проблемы.
- Не рекомендуется использовать в постах и сообщениях политическую и религиозную тематику. Производственные структуры должны отстраниться от спорных вопросов.
- Сетевые ресурсы должны обновляться регулярно. Новая информация поможет клиенту понять, что фирма функционирует и активно ведет деятельность.
- Нельзя поддаваться на провокации. Диалог должен оставаться умеренно вежливым и благожелательным.
- Категорически нельзя заниматься рекламой товаров и услуг третьих лиц. Исключение – договоры с партнерскими и спонсорскими фирмами.
Ограничения для сотрудников в соцсетях
Социальные сети из средства общения превратились в площадки для самовыражения, ведения бизнеса и возможности публичного высказывания. Бизнес старается оградить себя от возможных проблем из-за публикаций в соцсетях, потому выдвигает жесткие требования касательно активности сотрудников.
Некоторые структуры запрещают пользоваться социальными сетями. Как правило, это фирмы, связанные с государственной тайной, правоохранительные структуры и органы.
При ведении собственной страницы в соцсети нужно руководствоваться правилами корректности:
- Не публиковать ничего лишнего. Представляя успешную фирму не нужно публиковать материалы интимного характера, картинки с изображениями запретных элементов. Практика последнего времени продемонстрировала, что нельзя размещать мемы и картинки с компрометирующей информацией, публичными призывами к нарушению закона.
- Не стоит создавать закрытые альбомы в надежде, что это убережет данные от чужих глаз. Соцсети не защищены от сбоев, информация может попасть на общее обозрение.
- Максимально корректно вести диалоги на публичных страницах. Сообщения не должны изобиловать нецензурными выражениями, критикой в адрес работодателя и т.д.
- Не стоит поддаваться на провокации и публиковать сведения, касающиеся работы. Вполне возможно, что они носят конфиденциальный характер.
- Уметь признавать свои ошибки. Если возникла неприятная ситуация, лучше извиниться и исправить ее.
Как заставить сотрудников соблюдать сетикет?
Соблюдение сетикета – обязательное требование для всех сотрудников коммерческого предприятия. Невозможно заставить наемных служащих придерживаться четких и последовательных правил без угроз, штрафов и предупреждений.
Чтобы сотрудники соблюдали правила поведения в информационном поле, необходимо прописывать этот пункт в договорах. Помимо упоминания сетикета также нужно разработать систему штрафов и поощрений за следование всем внутренним правилам корпорации.
Как наказать работников за нарушение сетикета по ТК РФ?
Исключение составляют ситуации, когда требование соблюдать этику прописано в трудовом контракте или возникает опасность разглашения данных, связанных со служебной тайной или носящих конфиденциальный характер. В конфликтной ситуации работодатель сможет уволить служащего по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ за неисполнение служебных обязанностей.
О правилах общения в социальных сетях рассказано в следующем видео.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2019.01.23Налог на имущество организацийОплата налога на имущество физических лиц через Сбербанк Онлайн
- 2019.01.22Каталог франшизУсловия и цена открытия ресторана по франшизе Макдональдс в России в 2020 году
- 2019.01.22Кредитование малого бизнесаОсобенности и «подводные камни» банковской карты с овердрафтом
- 2019.01.22ПСНПравила заполнения и образец заявления на патент для ИП на 2020 год