Содержание статьи
Одной из серьезных проблем современной экономики является образование монополий. Их существование наносит вред большинству участников рыночных отношений.
В результате монополизма взвинчиваются цены, перестают развиваться передовые технологии производства, а поступление новых капиталов в производство прекращается.
Для борьбы с этим негативным явлением во всех государствах, где активно развивается промышленное производство, применяется антимонопольная политика.
Четко продуманные и действенные меры помогают развивать здоровую конкуренцию, стабилизируют рынок и способствуют развитию экономических отношений.
Сущность борьбы с монополиями
Под антимонопольной политикой понимают ряд мер, принимаемых государством против возникновения монополизма.
Антимонопольная деятельность не позволяет единолично управлять экономической деятельностью в той или иной отрасли.
Государство проводит постоянный контроль над действиями монополий, при необходимости осуществляя вмешательство в их деятельность для обеспечения экономической безопасности в стране.
Нормативно-правовое закрепление
Первым законом, который регулировал антимонопольную деятельность в России, стал Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.
Он обеспечивает право на свободную экономическую деятельность в условиях конкуренции в едином экономическом пространстве, однако имеет ряд недостатков и мало используется на практике. За прошедшие годы закон неоднократно претерпевал изменения, однако он до сих пор имеет юридическую силу.
К нормативно-правовым актам, регулирующим антимонопольную политику, относятся следующие законы:
- «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ;
- «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.1995 № 88-ФЗ;
- «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ.
Органом, принимающим нормативно-правовые акты по антимонопольной деятельности и осуществляющим контроль над их соблюдением на всех финансовых и товарных рынках, является Федеральная антимонопольная служба.
ФАС РФ выполняет следующие функции:
- контролирует соблюдение принятых законов по антимонопольной политике;
- осуществляет надзор за заказом и поставкой товаров, оказанием услуг для нужд федерального значения;
- контролирует выполнение работ и поставку товаров для субъектов и муниципалитетов.
В обязанности ФАС входит также осуществление контроля над деятельностью естественных монополий, повышение их прозрачности, а также обеспечение одинакового доступа к производимым им товарам.
Цели и задачи
Главные задачи антимонопольной политики заключаются в следующем:
- Обеспечение здоровой конкуренции и поддержка малого бизнеса.
- Устранение административных барьеров, ограничивающих создание конкурентной среды.
Регулирование рыночных отношений государством осуществляется прямо или косвенно. Для этого используют несколько способов.
Законодательные меры запрещают заключение соглашений о повышении цен и разделе рыночного влияния, в том числе с присуждением исключительных прав. Также они призваны контролировать слияние предприятий.
Экономические меры могут быть прямыми или косвенными. Прямое воздействие заключается в установлении максимальных цен на товар и ограничении нормы возможной прибыли. К косвенным мерам относят обложение налогами на продукцию и сверхприбыль.
Главные принципы
Выделяют три основных принципа деятельности государства в данном направлении:
- Либерализация рынков, вследствие чего активизируются конкурентные структуры. Создание эффективных конкурентоспособных предприятий делает возникновение монополий невозможным или невыгодным.
- Осуществление контроля над ростом цен и рентабельностью. Как правило, это направление касается естественных монополий (телеграф, железная дорога). Когда создание аналогичных структур не имеет смысла, государство следит за уровнем цен и ростом прибыли этих организаций.
- Прямое пресечение злоупотребления монополизмом путем применения специальных законов.
Пресекая монополистическую деятельность, государство заботится о правах и интересах потребителей.
Монополия и конкуренция
Рыночная экономика предполагает свободу действий для всех сторон: производителю – в создании продукции, потребителю – в ее приобретении. Однако экономический успех возможен только при наличии честной конкурентной борьбы.
Конкуренция имеет различные формы. Она может проявляться внутри одной отрасли или между несколькими отраслями, когда в борьбе участвуют аналогичные или разные товары.
Выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. В первом случае приходится снижать цены на продукцию, тем самым уменьшая издержки или прибыль. Поэтому придерживаться такой политики могут только крупные предприятия.
Неценовая конкуренция предполагает техническое превосходство одного производителя над остальными. В этом случае конкурент выигрывает за счет более высокого качества товара по сравнению с другими.
Конкуренция считается свободной, когда на рынке присутствуют многочисленные поставщики и производители с одной стороны и покупатели с другой.
При этом все участники рыночных отношений находятся в абсолютно равных условиях и имеют одинаковые права и возможности.
Монополия – это переход одного из производителей в доминирующее положение, позволяющее ему контролировать весь рынок данной продукции.
Цель создания монополии – увеличение прибыли путем контроля над розничной ценой или объемом производства.
В итоге образуется монопольная цена, обеспечивающая сверхприбыль одному производителю и убытки всем остальным.
Монополии бывают естественными и искусственными. Первые образуются тогда, когда форма монополии является самым выгодным вариантом существования определенной отрасли.
При такой форме издержки минимальны, а производство не ограничено в объеме и развитии. Как правило, подобные предприятия используют природные ресурсы (нефть, газ, вода) и имеют множество потребителей.
Все российские организации, работающие в статусе естественной монополии, регистрируются в реестре, который ведет ФАС. Перечень зарегистрированных организаций доступен на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы.
Цель создания данного реестра – контроль над ценами и тарифами на предприятиях. Вопросы, связанные с регистрацией естественной монополии, решает ФАС РФ. Чтобы найти нужную организацию в этом списке, необходимо ввести ее ИНН или наименование в поисковой строке.
Естественные монополии
Естественные монополии нельзя раздробить на несколько предприятий ввиду их высокой экономической эффективности. Однако это не значит, что они не подлежат государственному регулированию.
Бесконтрольное повышение цен в этих монополистических компаниях ведет к увеличению издержек в других сферах, разрыву межрегиональных связей и снижению платежей.
Вмешательство государства выражается в принудительном закреплении максимально допустимых цен на товар, производимый монополистом.
Искусственные монополии
Искусственные монополии возникают, когда одно предприятие или несколько объединившихся компаний подавляют аналогичные структуры в своей отрасли и получают огромную прибыль.
Их негативное воздействие на рынок заключается в следующем:
- препятствуют вхождению в отрасль других форм;
- владеют неограниченным доступом к энергоносителям и источникам сырья и ограничивают его для других компаний;
- используют крупные капиталы для получения роста объемов производства;
- выгодно выделяются среди конкурентов путем создания рекламы.
Искусственные монополии существует в таких формах, как:
- синдикат – группа компаний, производящих одинаковую продукцию и реализующих ее в качестве общего достояния;
- концерн – союз компаний, относящихся к разным промышленным отраслям, которым руководит головное предприятие;
- трест – общее производство нескольких предпринимателей;
- картель – союз предпринимателей, создающих однородную продукцию и реализующих ее самостоятельно на равных условиях;
- консорциум – соглашение банков или предприятий, принятое на время совершения каких-либо крупных сделок.
Антимонопольная деятельность в отношении искусственных монополистов заключается в противодействии их образованию и разрушении существующих корпораций путем принудительного раздробления на несколько предприятий.
Российский опыт
Политика российского государства против монополизма сегодня преследует следующие цели:
- обеспечить единое экономическое пространство на всей территории страны;
- обеспечить прозрачность всех процессов, сопровождающих создание и функционирование коммерческих предприятий;
- обеспечить свободный вход на рынок новым организациям;
- устранение и профилактика недобросовестной конкуренции на рынках.
Важным инструментом антимонопольного регулирования является реестр, который содержит информацию о крупных предприятиях и облегчает контроль над их деятельностью.
Разделение одной монополии на части не всегда бывает возможным, а замещение отечественного товара импортным чревато ликвидацией местных компаний.
Наиболее действенным в условиях российских реалий является создание новых, аналогичных монополисту, предприятий. В этом случае доминирующая компания сохраняется, к тому же появляются новые рабочие места и увеличивается объем продукции.
Применение этого способа сталкивается с проблемой нехватки инвесторов, желающих вложиться в будущие предприятия. Поэтому большую роль играет государственная поддержка малого бизнеса.
Монополисты в погоне за прибылью находят лазейки в существующих законах, поэтому органам, контролирующим эту сферу, необходимо постоянно совершенствовать документы, регулирующие деятельность предприятий.
Об авторе
- Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.
Свежие публикации
- 2018.12.04НДФЛПравила проставления печати на 2-НДФЛ в 2020 году
- 2018.12.04Уставные документыЧто означает ОГРН и как его узнать по ИНН
- 2018.11.13Получить или проверить лицензиюПолучение лицензии для медкабинета: какое требуется оснащение
- 2018.11.13Общие вопросыКакие права есть у акционеров: основания для классификации